Европа: холодная зима — расплата за стратегическую слепоту
Специально для "Еврейского мира", перевод статьи Барака Бекдила о стратегических ошибках западных лидеров, в том числе и совсем недавних, приведших к нынешней невыносимой зависимости Европы от российских поставок газа.
"...Всего за несколько недель до того, как в конце февраля Россия вторглась в Украину, Байден изумил партнеров EastMed, внезапно отказавшись от американской поддержки трубопровода, тем самым, фактически уничтожив проект, что подорвало диверсификацию поставок энергоносителей в Европу и еще больше укрепило энергетический шантаж Европы Путиным..."
читать полностью:
Бурак Бекдил
Вся эта история восходит к началу 2000-х годов, когда Герхард Шредер, занимавший в ту пору должность канцлера Германии, решил развивать стратегические отношения между Берлином и Москвой. Он дошел до того, что предложил России партнерство в EADS, многонациональной европейской оборонной и аэрокосмической компании.
В ноябре 2004 года Шредер назвал президента России Владимира Путина «безупречным демократом». Стоит ли удивляться, что в том же 2004 году Шредер приветствовал и турецкого исламистского автократа, а впоследствии премьер-министра (ныне президента) Реджепа Тэйипа Эрдогана как «великого реформатора».
Вечером 9 декабря 2005 года, через семнадцать дней после ухода Шредера с поста канцлера Германии, Путин позвонил своему другу. Завершив службу на государственной должности, Шредер начал работать в российских государственных энергетических компаниях, включая Nord Stream AG, «Роснефть» и «Газпром», получая зарплату в 1 миллион долларов в год.
Лишь семнадцать лет спустя — 8 марта 2022 года Генеральная прокуратура Германии возбудит дело по обвинению Шредера в соучастии в преступлениях против человечности из-за занимаемой им в российских госкорпорациях должности.
Тем временем, в 2008 году, «безупречный демократ» Путин вторгся в Грузию. Запад был потрясен. В свою очередь критики Путина, включая и автора этой статьи, были шокированы тем, что это шокировало Запад. Затем, в 2014 году Путин вторгся на Крымский полуостров, суверенную территорию Украины. И вновь Запад был в шоке.
Наконец, в феврале 2022 года Путин вторгся в Украину и аннексировал оккупированные им части суверенного государства. Неужто Запад снова ощутил шок? Если да, то это, пожалуй, и стало самым шокирующим.
В 1972 году экспорт природного газа из Советского Союза составлял примерно 4% потребления газа в Европе. К 2021 году Россия обеспечивала уже почти 40% европейских потребностей в газе. По мере того, как рыночная доля Москвы постепенно увеличивалась, росла и ее способность манипулировать ценами и вызывать кризисы. Большинство европейцев теперь признают очевидное — зависимость от России стала колоссальной стратегической ошибкой. Увы, уже поздно. Европейский «переход к зеленой энергетике» имел, по меньшей мере, один, но крайне существенный недостаток: Европа стала чрезвычайно зависима от импорта российского газа.
Вглядимся в ближайшее будущее. Эта зима, вероятно, окажется чрезвычайно тяжёлой для европейцев — столкнутся ли они с отключением электричества или же лишь с проблемами отопления и заоблачными счетами за электроэнергию. Судя по всему, «безупречный демократ» Путин надеется превратить зиму в своё оружие, вынуждающее Европу сдать позиции. Излишне говорить о том, что уступка Кремлю станет стратегической катастрофой.
А теперь взглянем назад, в прошлое. В 2017 году правительства Израиля, Греции, Кипра и Италии подписали декларацию, подтверждающую их поддержку развития Восточно-средиземноморского газопровода (EastMed), проекта газопровода протяженностью 1900 км стоимостью 6,7 млрд долларов США, который должен был соединить газовые запасы Израиля и Кипра с Грецией, направляя их дальше в Европу.
Газопровод должен был иметь первоначальную пропускную способность транспортировки в 10 миллиардов кубометров газа в год в Грецию, Италию и другие страны Юго-Восточной Европы. Затем, на втором этапе, мощность могла быть увеличена до максимума в 20 млрд кубометров в год. Проект был поддержан европейскими правительствами как «Проект общего интереса» (PCI).
Проект газопровода EastMed был разработан для повышения энергетической безопасности Европы за счет диверсификации маршрутов поставок и источников, а также обеспечения прямого соединения с газовыми месторождениями при одновременном снижении зависимости от поставок российского газа. Это дало бы возможность Кипру, члену Европейского Союза, подключиться к европейской газовой сети, что еще больше расширило бы торговлю газом в Юго-Восточной Европе.
Турция, после суровой международной изоляции и нескольких дипломатических кризисов с Израилем, пригрозила военным путем бросить вызов EastMed. Напротив, другие страны региона, такие как Египет, Иордания, Ливан и страны Персидского залива, поддержали то, что позже оформилось, как группа EastMed, получившая также поддержку ЕС и США. Казалось, всё идёт по плану. Но, увы.
Заявляя о себе, как о самостоятельной региональной силе, Турция в противовес союзу Израиля, Греции и Кипра, решила распространить свои притязания, к слову, без каких-либо веских на то оснований, на богатейшие залежи углеводородов Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что регион стал всё больше напоминать бомбу замедленного действия.
И тут в дело вмешался Байден, доводя ситуацию до стратегического просчёта буквально исторического масштаба, неизбежно влекущего за собой тяжёлую цену — вынужденное умиротворение Эрдогана — всё более сомнительного участника Альянса НАТО и друга Путина, а вслед за этим — новые угрозы энергетической безопасности Европы.
Всего за несколько недель до того, как в конце февраля Россия вторглась в Украину, Байден изумил партнеров EastMed, внезапно отказавшись от американской поддержки трубопровода, тем самым, фактически уничтожив проект, что подорвало диверсификацию поставок энергоносителей в Европу и еще больше укрепило энергетический шантаж Европы Путиным.
Белый дом заявил, что проект стоимостью 6,7 миллиарда долларов противоречит его «климатическим целям». Возможно, Байден решил, что к 2025 году — дате запланированного завершения строительства газопровода EastMed, никто уже не станет использовать ископаемое топливо?
Администрация Байдена также сослалась на предполагаемое отсутствие экономической и коммерческой жизнеспособности проекта, хотя финансируемое ЕС исследование 2019 года подтвердило, что «проект EastMed технически осуществим, экономически жизнеспособен и коммерчески конкурентоспособен».
Стратегический просчёт Байдена без всякого сомнения вызвал немало радости в Кремле. Нет сомнения в том, что, услышав об этом решении, там откупорили много бутылок шампанского.
«Добро пожаловать в дивный новый мир, где очень скоро европейцы придётся платить по 2000 евро за 1000 кубометров природного газа!» — написал Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России, бывший президент и премьер-министр страны, 22 февраля 2022 года.
Даже если в январе Путин ещё колебался по поводу превращения Украины в свой новый театр военных действий, ошибка Байдена убедила его в том, что он на правильном пути. Теперь, когда этой зимой европейцы станут замерзать или же будут вынуждены оплачивать заоблачные счета, им стоит выпить за таких, как Шредер и Байден.
Источник на английском — gatestoneinstitute.org
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Ноябрь 2022