ДРУГ ЕВРЕЕВ - ПАПА РИМСКИЙ
Специально для "Еврейского Мира", перевод статьи Кэролайн Глик о покойном папе Бенедикте XVI и о том, что связывает исламских и прогрессистских фанатиков.
... Реакция на слова Бенедикта с обеих сторон красно-зеленого альянса была примечательна тем, что показала, насколько сильно прогрессистов и исламистов связывает даже не столько общее видение того, каким, по их мнению, должен быть мир, сколько их общее неприятие разума...
читать полностью:
Кэролайн Глик
Покойный Папа эмеритус* Бенедикт XVI был выдающимся защитником евреев от ненависти во всех её проявлениях.
Скончавшийся в последний день 2022 года в возрасте 95 лет папа Бенедикт XVI был, без всякого сомнения, исторически значимой фигурой по многим причинам: он стал первым папой за шесть столетий, который ушел в отставку, а не умер на своём посту.
Он стал первым немецким папой в послевоенной истории.
А, кроме того, он был настоящим другом евреев.
Это правда, что восстановление Бенедиктом латинской мессы, включающей в себя молитву за обращение евреев в христианство, вызывало раздражение у многих американских еврейских лидеров. Но по существу, как отметил в словах соболезнования израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу, Бенедикт XVI был «настоящим другом Государства Израиль и еврейского народа».
Говоря о Бенедикте, Нетаниягу напомнил о визите бывшего понтифика в Израиль в 2009 году как о значимом свидетельстве его приверженности «историческому примирению между католической церковью и еврейским народом».
«Во время моей встречи с ним, — рассказал Нетаниягу, — он тепло говорил об общем наследии христианства и иудаизма и о ценностях, которые это наследие дало всему человечеству».
По крайней мере, для людей, не являющихся христианами, наиболее значимым с исторической точки зрения выражением защиты Бенедиктом основ иудео-христианского наследия стало его выступление в Регенсбургском университете в сентябре 2006 года. Там Бенедикт, рассуждая об основах современного христианства и западной цивилизации, упомянул малоизвестный диалог между давно забытым византийским императором XIV века Мануилом II Палеологом и мусульманским персидским богословом.
Палеолог, по словам Бенедикта, бросил тогда вызов своему собеседнику-мусульманину:
«Покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там лишь злые и бесчеловечные вещи, вроде его приказа распространять мечом веру, которую он проповедовал».
Затем Бенедикт процитировал слова ливанского католического богослова Теодора Хури:
«Для мусульманского учения Бог абсолютно трансцендентен, его воля не связана ни с одной из наших категорий».
Хури утверждал, что, в отличие от христианства, ислам целиком основан на вере, не привязанной к разуму. Основная же идея Бенедикта заключалась в том, что содержательный межконфессиональный диалог между христианами и мусульманами может быть основан лишь на вере, умудрённой разумом. При отсутствии же разума никакой содержательный диалог невозможен. Слова Бенедикта стали вызовом мусульманам, призванным показать, что разум должен был бы занимать главное место в их вере.
Мусульманские фанатики в Иудее и Самарии ответили на выступление Бенедикта сжиганием церквей. В Ираке обезглавили священника. В Сомали убили монахиню. Пакистанский парламент принял единогласную резолюцию, осуждающую понтифика. Призывы убить Бенедикта раздавались по всему исламскому миру. Другими словами, джихадисты своими действиями доказали, что джихадистский ислам отвергает разум и всех, кто выступает от его имени.
Но они стали не единственными, кто осудил Бенедикта. Международные левые, в том числе их представители в католической церкви, подвергли Бенедикта резкой критике за то, что прогрессисты сочли политически некорректными, культурно нечувствительными и исламофобскими высказываниями.
Реакция на слова Бенедикта с обеих сторон красно-зеленого альянса была примечательна тем, что показала, насколько сильно прогрессистов и исламистов связывает даже не столько общее видение того, каким, по их мнению, должен быть мир, сколько их общее неприятие разума.
Прогрессистская политика идентичности, культура жертвы и ненависть к Западу составляют основу веры столь же могущественной — и столь же неразумной — как и джихадистский ислам.
Всё это подводит нас к тому, почему Бенедикт был другом еврейского государства и еврейского народа.
Примечательно и совсем не случайно, что одной из общих основ культур, характеризующихся отказом от разума, является ненависть к евреям.
Независимо от ее источника или проявления, ненависть к евреям является формой необоснованной веры — фанатизма. Делать евреев козлами отпущения, обвинять евреев, как отдельных лиц, так и всю общину, религию, нацию или государство во всех бедах, от которых страдает какая-либо конкретная группа, стало мощным инструментом политической мобилизации. Ненависть к евреям является источником политической власти, ведь антиеврейские лидеры всегда могут предложить своим последователям простую и понятную модель: евреи — наша беда. Я накажу евреев (или я избавлюсь от евреев) – и тогда мы избавимся от беды.
Идея эта не просто глупа, она — безумна. Но именно в этом и заключается часть её силы. Ведь, когда вы отвергаете разум, вам больше не нужны доказательства. Вы действуете, опираясь лишь на веру. Вы просто верите.
Именно фундаментальная нелогичность ненависти к евреям и делает эту самую ненависть такой живучей. Ненавистники евреев берут дух времени, в котором живут, или вероисповедание, которым живут, и определяют евреев как антитезу этому.
В христианском мире евреи были объявлены врагами Христа. Когда же в эпоху Просвещения религия вышла из моды, её сменил расизм. Ненавистники евреев просто переопределили евреев как чуждую им расу «семитов», и прежняя христианская юдофобия вернулась в новом, модном и изощренном облачении «антисемитизм». Вуаля! На свет родилось политическое движение, которое со временем превратилось в национал-социализм.
При этом капиталисты называли евреев коммунистами, коммунисты же называли евреев капиталистами.
В нашу эпоху после осознания европейцами масштабов учиненной ими Катастрофы европейского еврейства прежний антисемитизм вышел из моды. Зато в моду вошли постнационализм и антизападный антиколониализм. Поэтому уже несколько десятилетий тому назад новые специалисты переупаковали всё ту же ненависть к евреям, приводя ее в соответствие с новым духом времени.
Так был запущен антисионизм — столп постнационалистического, антизападного вероучения.
Для ненавистников евреев красота антисионизма, прежде всего, заключена в исключительной возможности отстаивать с его помощью свою фанатичную юдофобию.
Эти новые, утонченные ненавистники евреев протестуют: мы, вовсе, не ненавидим евреев как таковых. Вот, ведь, некоторые из наших сторонников сами — евреи-антисионисты. Мы лишь отвергаем право на существование крупнейшей еврейской общины в мире и легитимность светской еврейско-сионистской идентичности во всем мире.
В этом неприятии еврейского государства, отвергающем само представлении о том, что евреи имеют право на национальное самоопределение, прогрессисты сразу же находят союзников среди исламских ненавистников евреев.
Оба этих мировоззрения и убеждения, определяются отказом от разума. И те, и другие используют ненависть к евреям как инструмент для сплочения верующих и демонстрации своей веры.
Как это всегда было на протяжении всей истории, Израиль и его еврейские сторонники — оказываются легкой целью. В конце концов, в мире есть лишь одно еврейское государство, а евреев во всем мире меньше десяти миллионов.
Речь Бенедикта в Регенсбурге была одновременно и защитой здравого смысла в христианстве, и ударом по отсутствию разума в фанатизме — исламистском или ином.
Иначе говоря, она стала надёжной защитой против ненависти к евреям во всех ее формах.
С начала текущего века альянс красно-зеленых стал, вероятно, самой мощной силой, атакующей еврейское государство и еврейский народ в Израиле и в диаспоре.
Нашими же важнейшими союзниками в борьбе, как против радикального ислама, так и против постнационалистически настроенных тоталитаристов, стали люди вроде Бенедикта, отвергающие культуру фанатизма.
Именно поэтому папа Бенедикт заслуживает нашей искренней признательности и уважения за эти свои самоотверженные усилия по борьбе с культурой фанатизма и за взращивание в мире обоснованной, разумной веры — усилия, которые столь ясно были выражены им в речи в Регенсбургском университете.
======================================================================
Эмеритус* — титул, который присваивается бывшему папе римскому после его отречения, был установлен в 2013 году после отречения Папы Бенедикта XVI
Источник на английском — JNS
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Январь 2023