«МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ ДУБ», СВПД И ПОЛИТИКА «БЕЗ СЮРПРИЗОВ»
Специально для "Еврейского Мира", перевод статьи Кэролайн Глик о том, почему Израилю придется самосотоятельно справляться с проблемой иранского ядерного потенциала.
... США остаются самым большим союзником Израиля. Но в свете приверженности Байдена делу умиротворения Ирана, Америка под его руководством больше не является надежным партнером для предотвращения превращения Ирана в ядерное государство ...
читать полностью:
Кэролайн Глик
Администрация Байдена по-прежнему привержена политике, которая усиливает иранский режим в военном, экономическом и дипломатическом отношении против Израиля и арабских суннитских государств.
Вот уже пятый месяц иранские революционеры продолжают своё восстание без какой-либо ощутимой помощи со стороны внешнего мира. На сегодняшний день уже более 500 иранских революционеров убиты силами режима под предводительством Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Более 18 000 человек арестовано.
Ничто не мешает аятоллам расправляться с революционерами. Точно так же, никак не стесняемые ограничениями на свою ядерную деятельность, некогда введенными давно забытой ядерной сделкой 2015 года, аятоллы продолжают накапливать обогащенный уран с помощью передовых центрифуг.
Предоставив России ударные беспилотники, ведущие к массовой гибели людей и уничтожению имущества в Украине, иранские лидеры с нетерпением ожидают теперь ответные поставки из России передовых истребителей, которые позволят им впервые со времени Исламской революции 1979 года модернизировать свои вооруженные силы.
На фоне этого беспросветного ухудшения ситуации, на краткий миг показалось, что администрация Байдена вдруг осознала серьёзность сложившегося положения и её отношение меняется в сторону здравого понимания проблемы.
В конце января Центральное командование США и Армия обороны Израиля начали крупнейшие в истории совместные учения. Около 6400 военнослужащих США и 1180 военнослужащих ЦАХАЛа приняли участие в учениях «Можжевеловый дуб» 2023. В учениях было задействовано сто самолетов ВВС США и шесть кораблей американского ВМФ, включая авианосную группу, а также шесть израильских военно-морских кораблей и 45 военных самолетов.
По словам командира CENTCOM генерала Майкла «Эрика» Курилла, «Учения «Можжевеловый дуб» — это комбинированные совместные общевойсковые учения, улучшающие нашу оперативную совместимость на суше, в воздухе, на море, в космосе и в киберпространстве с нашими партнерами, повышающие нашу способность реагировать на непредвиденные обстоятельства и подчеркивающие нашу ответственность за Ближний Восток».
Высокопоставленный представитель министерства обороны США заявил, что одной из целевых аудиторий учений стал Иран.
«Масштабы учений актуальны для целого ряда сценариев, — сообщил он, — и Иран может сделать из этого определенные выводы. На самом деле эти учения были главным образом предназначены для того, чтобы подвести итог нашей способности сделать что-то в таком масштабе вместе с израильтянами против целого ряда различных угроз. Но, знаете, меня не удивит, если Иран увидит масштаб и характер этой деятельности и поймет, на что способны наши силы».
На первый взгляд, решение администрации Байдена провести с Израилем совместные учения подобного масштаба, и практически открыто заявить, что военные готовятся к совместной атаке на иранские ядерные объекты, могли показаться сменой правил игры.
Увы, если рассмотреть их в контексте остальных действий администрации в отношении иранской ядерной программы, трудно отделаться от ощущения, что «Можжевеловый дуб» стали не более чем громким фарсом.
Похоже, в большей мере, нежели демонстрацией реального отказа администрации Байдена от своей политики умиротворения иранского режима, в пользу противостояния нарастающим со стороны Тегерана угрозам, «Можжевеловый дуб» оказался всего лишь попыткой успокоить опасения израильских лидеров. Иначе говоря, США, похоже, отправили свои войска в Израиль, в попытке убедить правительство Нетаниягу, ну, или, по крайней мере, руководство Армии обороны Израиля, в том, что Америка с ними, а Байден, мол, наконец, осознал, что с режимом, который убивает своих собственных детей разговаривать не о чем.
Вот только за несколько дней до начала учений агентство Iran International сообщило, что за последние два месяца специальный посланник США по Ирану Роберт Малли уже трижды встречался с послом Ирана в ООН Саидом Иравани. На просьбу прокомментировать этот доклад Госдепартамент отказался его опровергнуть.
В беседе с агентством Fox News Digital официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс сказал:
«Президент Байден полностью привержен тому, чтобы никогда не позволить Ирану получить ядерное оружие. Мы считаем, что дипломатия — лучший способ достичь этой цели на устойчивой и поддающейся проверке основе, и что альтернативы хуже».
Иранцы утверждают, что ядерные переговоры продолжаются. По сообщению службы новостей Синьхуа, официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Нассер Канаани заявил, что «отсутствие официальных переговоров о возобновлении сделки не означает отсутствия взаимодействия или обмена сообщениями между сторонами ядерных переговоров».
Канаани также сказал, что глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель является посредником в переговорах между США и Ираном.
В понедельник Боррель вывел из себя ряд европейских законодателей, когда отказался выполнить решение, принятое на прошлой неделе Европейским парламентом, призывающее ЕС ввести санкции против Корпуса стражей исламской революции Ирана.
Утверждая, что только Европейский суд может объявить КСИР террористической группировкой, Боррель вынудил ЕС ограничиться принятием достаточно слабых санкций против 37 граждан Ирана, оставив при этом лидеров режима и КСИР неприкосновенными.
Ранее в январе иранский режим казнил британо-иранского гражданина Алирезу Акбари, обвинив того в шпионаже в пользу Великобритании. Перед казнью Акбари сказал своей семье, что во время заключения его жестоко пытали, накачивали наркотиками и заставляли подписывать многочисленные признания.
В ответ на казнь Акбари и в свете продолжаемых режимом массовых убийств собственного народа британское правительство подняло вопрос о выходе из ядерной сделки СВПД и объявлении КСИР террористической группой. Однако на деле Лондон пока всего лишь ограничился гневными заявлениями, и, следуя примеру Борреля, рядом крайне слабых санкций.
Администрация Байдена может быть довольна решением ЕС и Великобритании отступиться от санкций против КСИР и сохранить своё участие в СВПД. В понедельник Малли написал в Твиттере:
«Сегодняшние скоординированные санкции Великобритании, ЕС и США являются последним примером нашего тесного сотрудничества с союзниками и партнерами в борьбе с нарушениями прав человека со стороны иранского режима».
Увы, отказ администрации дезавуировать СВПД и ее продолжающиеся контакты с Ираном говорят нам о целях администрации Байдена в отношении Ирана и его ядерной программы гораздо больше, чем учения «Можжевеловый дуб».
СВПД был простой сделкой. В обмен на согласие Ирана принять временные ограничения на некоторые виды его ядерной деятельности стороны, подписавшие СВПД, согласились приостановить действие санкций Совета Безопасности ООН в отношении Ирана. В июле 2015 года Совет Безопасности принял резолюцию 2231, закрепившую сделку как акт международного права. Санкции ООН были приостановлены, а Иран получил желанный подарок в размере 50 миллиардов долларов.
В то время как Ирану заплатили авансом, его приверженность ограничениям своей ядерной деятельности должна была быть оценена лишь с течением времени. Вскоре стало ясно, что Иран никогда не соблюдал ограничения. Он накопил больше обогащенного урана, чем разрешено соглашением. И он отказался разрешить ядерным инспекторам ООН доступ к своим ядерным объектам.
В свете нарушений со стороны Ирана, масштабы которых стали особенно ясно видны после того, как Израиль заполучил иранский ядерный архив, доказав военный характер иранской ядерной программы, тогдашний президент Дональд Трамп в мае 2018 года вывел США из соглашения. Более того, Трамп инициировал стратегию «максимального давления» на Иран, которая в свою очередь привела к существенному свертыванию иранских террористических операций.
Иран тоже заявил, что отказывается от сделки. Но на деле в Тегеране позволили себе начать полностью нарушать все ядерные ограничения лишь после того, как Байден вступил в должность в январе 2021 года.
В соответствии с резолюцией 2231, если сторона СВПД обнаружит, что Иран нарушает свои обязательства, эта сторона может применить так называемое положение резолюции о «мгновенном возврате». В соответствии с положением о «мгновенном возврате» все санкции Совета Безопасности ООН, действие которых было приостановлено в связи с выполнением СВПД, должны быть восстановлены.
Администрация Трампа пыталась реализовать пункт о возврате, но Иран настаивал на том, что, поскольку США отказались от сделки, они больше не являются стороной соглашения и им не разрешено это делать. ЕС и Великобритания отказались выполнять этот пункт. Таким образом, спустя годы после того, как Иран отказался от своих обязательств по СВПД, Великобритания и ЕС продолжают его соблюдать.
В августе прошлого года США сделали якобы «последнее» предложение Ирану. Иран отверг его. Тем не менее, США не прекратили попыток умиротворить аятолл. Согласно анализу базирующегося в Вашингтоне Фонда защиты демократии, если Иран согласится на предложение США, он получит 275 миллиардов долларов в течение первого года после восстановления СВПД и триллион долларов к 2030 году. При этом все ограничения на иранскую ядерную деятельность по предложению США завершатся в 2025 и 2030 годах.
В любом случае, поскольку Иран уже стал пороговым ядерным государством (то есть государством, способным по собственному желанию начать производить ядерное оружие), ограничения в любом случае уже бессмысленны и неисполнимы.
Таким образом, несмотря на то, что администрация Байдена отправляет американские войска для подготовки к возможному удару по Ирану вместе с Израилем, она остается полностью приверженной расширению Ираном своих возможностей в военном, экономическом и дипломатическом отношении против Израиля и арабских суннитских государств. И вся политика администрации недвусмысленно соответствует этой приверженности.
В среду Financial Times сообщила, что США, ЕС и Великобритания считают, что «надежных альтернатив соглашению нет».
Похоже, им никогда не приходила в голову мысль о том, что они могут оказать реальную поддержку иранскому народу, стремящемуся к свержению режима, а не слабо подбадривать его, укрепляя при этом режим с помощью ядерной дипломатии. Они не хотят обращаться к санкциям, потому что такой была политика Трампа. Военные действия же, кажутся, настолько далеки от повестки дня, что они даже не обсуждают подобный вариант.
Итак, возвращаясь к учениям «Можжевеловый дуб»: глядя на совместные тренировки американских и израильских войск, премьер-министр Биньямин Нетаниягу сказал:
«Эти учения выражают непоколебимое стратегическое партнерство между Израилем и США и представляют собой дополнительный этап в наращивании израильской военной мощи. Израиль всегда будет защищаться собственными силами, но, конечно же, приветствует углубление сотрудничества с нашим самым большим союзником».
Учитывая фактическую политику США в отношении Ирана, фраза: «Израиль всегда будет защищать себя собственными силами» была ключевой во всем заявлении Нетаниягу. Большое различие между Нетаниягу и его предшественниками Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом заключается в том, что Нетаниягу никогда не подчинял действия Израиля в отношении Ирана одобрению США. Беннет и Лапид отказались от независимости Израиля в отношении Ирана, как только они вступили в должность, обязавшись проводить политику «без сюрпризов» для администрации Байдена, иначе говоря, не делать ничего против иранского режима без разрешения Байдена.
Не исключено, что Нетаниягу уже использовал недавний визит госсекретаря Энтони Блинкена для того, чтобы сообщить тому, что политика «без сюрпризов» закончилась.
В любом случае, Израилю придется восстановить политику агрессивных действий против иранского режима, которую он с большим успехом применял в прежние годы правления Нетаниягу. И, надо полагать, Израиль сможет дополнить свои действия против ядерных установок поддержкой иранских революционеров.
США остаются самым большим союзником Израиля. Но в свете приверженности Байдена делу умиротворения Ирана, Америка под его руководством больше не является надежным партнером для предотвращения превращения Ирана в ядерное государство.
Источник на английском — JNS
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Февраль 2023